Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы психолога



Слово «экзамен» у большинства людей вызывает неприятные чувства. Между тем любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачетов. Словом, экзамен – неотъемлемая часть жизни, и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму последствия и, может быть,  даже получить удовольствие. В этом вам помогут определенные психологические знания.

  Подготовка к экзамену должна начинаться с вопросов к самому себе.

Вопрос первый: что мне нужно от экзамена?  Только сдать,  потом забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго? Не существует предметов совершенно бесполезных, в любом есть некая часть, которую следует знать и понимать мыслящему человеку.

Вопрос второй: какой результат для меня желателен, и какой приемлем? Очень часто не различение этих уровней приводит к повышенной нервозности. Понятно, что хорошо всегда получать высокие отметки. Но в одном случае отличная оценка – единственно устраивающий результат (например, от этого зависит поступление в вуз), а в другом приемлемая оценка может быть и ниже (например, невысокая отметка по химии вполне приемлема для будущего скрипача). Это не означает, что нужно стремиться сдать экзамен плохо. Однако если ради лучшей отметки придется довести себя до нервного истощения, то лучше снизить высокие требования к себе. Кстати, отказавшись от завышенных требований к себе и успокоившись, можно и ответить неплохо.

Со вторым вопросом непосредственно связан третий.

Вопрос третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?

От этого зависит объем предстоящей работы, а значит, планирование времени перед сдачей. В расписании экзаменов на подготовку к ним отводится примерное равное время. Но каждому человеку срок требуется разный.

Почти каждого в преддверии экзаменов посещают благие порывы: начну готовиться заранее, без спешки. Прочтя материал, человек с нормальной памятью будет помнить около 70% информации, через несколько часов её останется менее 50%, через сутки – менее 20%. Этот остаток уже почти не уменьшится со временем.

Эти свойства памяти нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее нужно заниматься главным – тем, что нужно понять.

 

Три основных стадии подготовки к экзамену

Первая стадия – «первичного бульона» – начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причем не только на занятиях. Человек читает книги, смотрит телевизор, бродит по Интернету, общается с друзьями, посещает кружки – и потом обнаруживает, что знает то, чего никогда не учил. Чем богаче и разнообразнее его жизнь, чем больше он интересуется какой-то областью знаний, тем насыщеннее «первичный бульон».

Вторая стадия – стадия погружения – самая ответственная. Это и есть период целенаправленной подготовки к экзамену в течение нескольких дней, которые отведены в расписании. Именно тогда систематизируются знания.

Третья стадия – «взятие на абордаж» – сводится к латанию «дыр» в знаниях. Эта работа приходится на последний вечер перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму. Понятно, что «абордаж» имеет смысл, если раньше уже создан прочный фундамент, и в предмете вы хорошо или хотя бы сносно ориентируетесь.

На стадии погружения важно совершенно незнакомый вам материал выявить заранее, и тут же ликвидировать пробел в знаниях, а также раздобыть всю необходимую литературу.

Из перечня вопросов необходимо выделить самые общие, фундаментальные. Общие вопросы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо легче и прочнее улягутся необходимые сведения.

Важно, прежде чем просматривать учебник, попытаться вспомнить все самостоятельно и получить представление об истинном состоянии своих знаний, так как память узнавания и память воспроизведения – разные вещи.

Подготовку к экзамену начинайте заранее. Пролистывайте любой материал по необходимому предмету. Вы без труда заинтересуетесь какой-либо информацией и без труда запомните её.

Даже если времени на подготовку остаётся очень мало, не «зубрите» без передышки. Делайте больше перерывов, так как они принесут двойную пользу: во-первых, они дадут памяти возможность закрепить только что усвоенное, а во-вторых, они будут способствовать дальнейшему запоминанию.

Учите в определённые, наиболее эффективные для вас часы дня. Для большинства людей самое идеальное время – рано утром, причём вечером информацию надо обязательно закрепить.

В первую очередь, учите вопросы, ответы на которые вы не знаете вообще. Читая текст, делайте пометки, составьте план ответа. Повторение вызывает ещё одну переработку материала.

Не заучивайте бессмысленно. Прочитав содержание ответа, подумайте, как можно «привязать его к жизни».

Помните, чем больше усилий вы потратите на усвоение информации, тем больше шансов её вспомнить.

Экзамены вообще, а вступительные тем более, относятся психологами к экстремальным ситуациям, возникающим в процессе учебной деятельности. Психическое состояние, возникающее на экзамене, соответствует состоянию, близкому к стрессу. Тестирование исключает двойную стрессовую нагрузку, возникающую при сдаче выпускных и вступительных экзаменов.